О нас
Наши партнеры
Контакты
Алтай  Турция Санкт-Петербург Карелия
Египет Тайланд Кольский п-ов Экспедиции
Чехия Скандинавия Черное море  
Визы Проживание
Паспорта Экскурсии
Транспорт
 
 
на главную страницу написать письмо english
О компании Туры Услуги
 
Хибины - Священные горы Саами

В поисках Гипербореи
 

Хибины - Священные горы Саами

Порой самое удивительное находится совсем рядом - стоит только руку протянуть - и ты дотянулся до истоков древних загадочных цивилизаций, прикоснулся к памятникам таинственной и давно утерянной культуры.
Именно таким поиском памятников культуры древних народов Русского Севера - мегалитов, уже несколько лет занимается Комплексная Северная поисковая экспедиция Комиссии научного туризма Русского географического общества.
В конце марта 2003 года в Хибины отправилась очередная группа поисковиков, доставить которую до Апатит любезно предложила государственная авиакомпания "Архангельские воздушные линии".
Отрадно отметить, что, по сложившейся традиции, основанной на примерах русских купцов и промышленников, снаряжавших экспедиции РГО до революции и сегодня помощь исследователям оказали питерские производители Отечественного снаряжения. Это известные фирмы: Снаряжение, Normal, Пик 99, Валвик, Росма, Пилот - Связь, Иглу и Альп-клуб "Ритур", снабдившие экспедицию современным высококачественным снаряжением: палатками, рюкзаками, ковриками, спальниками, радиосвязью и прочим. Климатические условия, в которых пришлось работать поисковикам - достаточно сложные: погода Кольского полуострова изменчива, характеризуется резкими перепадами температур, трескучими морозами и внезапными оттепелями, метелями, сменяемыми туманами, а иногда и дождями, порывистыми ветрами, дующими порой по несколько дней. Работать в таких условиях чрезвычайно сложно - это и есть самый настоящий "ЭКСТРИМ", ничуть не легче горного похода третьей категории сложности, но, по мнению участников экспедиции, "Экстрим" - хорошо, а когда с пользой для дела - еще лучше.

Цель экспедиции - поиск мегалитов - "Священных" каменных объектов поклонения древних людей, в, казалось бы, давно известном районе "Обители богов или Священных гор- тундр", ибо так, по некоторым версиям переводится на русский язык название самого высокогорного массива Кольского полуострова - Хибин. В существующей литературе, посвященной Хибинам, красочно описываются красоты и редкие минералы, но полностью отсутствуют упоминания о древних культовых объектах этого района. Однако на берегах озера Имандра в начале ХХ века жили 85 оседлых саамских семейств, о чем сообщала дореволюционная перепись - здесь они ловили рыбу, занимались животноводством и естественно отправляли свои культы. Эти саамы первыми растворились в горниле индустриализации Кольского полуострова, не оставив путеводителей по священным местам общения с духами и божествами.
Время перемен, пришедшее с веком пара и электричества, коренным образом изменило уклад жизни саамов, превратив его из самодостаточного полуоседлого в оседлый. Оленеводство из привычного естественного образа жизни превратилось в тяжелую подённую работу. Молодежь предпочла городской образ жизни - заброшенными оказались погосты, заросшими натоптанные тропы, утрачены многие культурные традиции, забыты и потеряны многие древние устные предания. Не все удалось собрать и записать этнографам - слишком стремителен бег перемен, да и силы ученых ограничены.
"К трем часам мы поднялись на открытую высоту… Впереди виднелась вершина горы и скалы. В их контурах угадывалось что-то необычное… Это были каменные отдельности, похожие на головы гигантских людей, поднимающиеся из-за горы. Туловища их, казалось, лежали за склоном горы. Ветры выдолбили в скалах такие углубления, что создавалась полная иллюзия лиц: с глазными впадинами, ноздрями, ртами и скулами. Эти глыбы стали похожими на живых людей, идущих на восток. Даже не привлекая на помощь фантазию, можно было совершенно отчетливо выделить среди них массивные головы старика и старухи. Лица широкие, монгольского типа, с сильно роскосыми глазами между мощными скулами. На темени старика три "колодца" … В них испокон веков стоит прозрачная, "священная" вода… Один нойда (шаман), родом из Каменского погоста, рассказал мне предание "О начале человека". Правда, он открыл далеко не все, что знал, многое утаил. По окончании сказывания он отказался повторить свой рассказ заново", - писал в 20-е годы об одном из районов Кольского полуострова исследователь саами, ученый - этнограф В.В. Чарнолуский.
Культ священных камней в прошлом был распространен по всей Евразии, о чем нам напоминают многие памятники истории. Это и Стоунхендж Англии, и Дельфы древней Греции, и Коневецкий остров и монастырь, получившие свое имя от древнего языческого объекта поклонения - Конб камня, и Кааба святыня мусульман, и многое, многое другое.
Саамы поклонялись мегалитам - Сейдам, культ которых - поклонение предкам (сейды антропоморфного человекообразного вида). Считается, что Сейды - Священные "летучие камни", которые могут сняться и улететь на лучшее место…
Другие, специальные - рукотворные сейды предназначались покровителям промыслов: охоты, рыболовства, оленеводства. Обычно это большие валуны или сложенные из камней фигуры и пирамиды. Сейдам приносили в жертву оленей, их "кормили", смазывая кровью забитых животных, рыбьим жиром, оставляли около них пищу.
Саамы - потомки древнейшего населения Европейского Севера. На Крайнем Севере нет другого народа, историей и этнографией которого занимались бы столько времени, сколько изучали происхождение и культуру саамов - лопарей-самоедов. Почти половину тысячелетия ученые ломают головы над загадочным происхождением этого народа.
Антропологически они принадлежат к особому, лапоноидному типу, происхождение которого еще более непонятно, чем происхождение языка саамов. И по сей день ученым неизвестно, кто первым расселился за полярным кругом на европейском севере: монголоиды, европеоиды или население, в одинаковой мере сочетавшее в себе европеоидные и монголоидные расовые черты.
Кто они - рыбаки, охотники и оленеводы, носители обособленной культуры, искуссные сказители, жившие небольшими погостами в трудно проходимых болотистых районах по краям рек и озер в окружении лесов, скалистых вершин и тундр, где смыкаются суровые условия севера и сказочная красота тундры.
В известных источниках впервые о саамах Кольского полуострова упоминают Тиацит в первом веке нашей эры, Прокопий в шестом веке и скандинавский путешественник Оттар, побывавший на берегах Белого моря в девятом веке, а так же Адам Бременский (1066 год), причем последний называет лопарей скрид - финнами, то есть финнами, бегающими на лыжах.
Вот и мартовская экспедиция передвигалась на лыжах, преодолевая значительные расстояния, трудно проходимые в летний период по пересеченной и заболоченной местности. Снег оказал путешественникам дополнительную помощь, действуя как своеобразный оптический фильтр, скрывая незначительные детали склона и оттеняя тем самым крупные камни и скалы, обдуваемые ветром и поэтому оставшиеся без снежного покрова.
Годы индустриализации Хибин сделали свое дело. Саамы, вековые деревья и северные олени исчезли из окрестностей индустриальных центров, железных и иных дорог, но остались непонятные и потому невидимые для пришельцев забытые "Священные" камни.

Комиссия научного туризма РГО
С.В.Голубев, В.В. Токарев